Моё сегодняшнее путешествие на еще одну конференцию "для общего развития" закончилось с на удивление хорошими впечатлениями. Не смотря на скучные на первый взгляд названия докладов и общую неоднозначную тематику, мероприятие оказалось очень даже не плохим.
Мероприятие вообще независимое и проводится во многих крупных городах СНГ, в Москве проходило на территории Яндекса, который засветился на единственной имеющейся у меня фотографии (к чему пробел перед запятой не знаю):
Вкратце пробежимся по докладам:
- Current work on CSS at W3C (Bert Bos): на первое выступление я опоздал, видел лишь его кусочек из дома через трансляцию. На первый взгляд показалось довольно унылым, чуть не передумал вообще ехать из-за этого. Если первый взгляд оказался обманчивым - поправьте меня в комментариях.
- New developments in Semantic Web and Internationalization at the W3C (Felix Sasaki): хоть семантический Интернет - по-прежнему все так же "круто", но никто, даже видимо в самом W3C, так толком и не знает зачем он сдался на практике. В докладе, например, был момент где заявлялось, что
<a property="http://creativecommons.org..."
href="http://creativecommons.org...">
намного более машино-читабельно (machine readable), чем<a href="http://creativecommons.org...">
. А Google, Яндекс и прочие поисковые системы значит, видимо, вручную непосильным трудом миллионов китайцев каждый день строят поисковый индекс, так как компьютерам с атрибутом href самостоятельно разобраться нереально. Если хотите мое мнение: из всех этих "семантических" прибабахов на сегодняшний день самым полезным является стандарт hReview, так как с его помощью можно в выдаче Google напротив страниц своего сайта звездочки рисовать, которые здорово привлекают внимание. Остальные - пока лишь теория и практическую пользу среднестатистическому интернет-проекту принести не могут, буду рад, если расскажете мне в комментариях, почему я не прав по этому вопросу.. - Yandex and W3C (Charles McCathieNevile aka Chaals): я уже слышал этот доклад на YaC, из нового Чаальз чуть подробнее показал как выглядит продвигаемый в W3C им и Яндексом prefetch. Если раньше я не придавал ему особого значения, то в этот раз мне это предложение показалось очень адекватным. По сути prefetch.txt - подобный robots.txt файлик в корне домена, в котором в простом формате сайт сообщает браузеру, что такие-то статические ресурсы желательно заранее скачать и на особых условиях локально кэшировать для быстрой работы сайта. Пример. Особо находчивые сейчас воскликнут, что для этого же есть AppCache из HTML5! Да, есть, но из-за обилия лишних заморочек эту технологию очень мало кто умеет нормально "готовить", так что у prefetch есть все шансы со временем вытеснить AppCache. Жаль, что на сегодня поддерживается почти никем, лишь Яндекс.Браузером.
- SVGO: оптимизатор SVG (Кир Белевич): если вдруг Вы работаете с этим векторным форматом графики, имейте ввиду, что можно значительно уменьшить его объем и ускорить производительность отрисовки выкинув формальности, не влияющие на отображение, в ущерб, правда, соответствию стандартам. Для этого как раз есть некоторое количество утилит, в т.ч. и обсуждавшаяся SVGO.
- Чётко и резко. Новая графика для экранов с высоким разрешением (Вадим Макеев): очень доступно об особенностях верстки под современные мобильные и не очень дисплеи. Основной заключительный трюк доклада я слышал уже в третий раз из разных источников, так как все трое о нем восторженно отзываются, наверное и правда работает. Суть в следующем: если для сайта нужно JPEG-изображение размером XxY, подготавливаем вместо него изображение 2*Xx2*Y и сохраняем его с низким качеством, порядка 20-30% вместо обычных 70-90%. По объему во многих случаях оно может оказаться даже меньше, чем традиционный аналог, но при использовании такого изображения оно отлично смотрится (без видимого размытия и JPEG-артефактов) как на обычных экранах, так и на экранах с высоким соотношением физического пикселя к виртуальному (которые как раз и называют "retina"). Про это соотношение краткая справка: физический пиксель - лампочка на матрице, виртуальный - единица измерения, которая и используется в CSS; у обычных экранов это соотношение равно 1 или даже меньше; у Android бывает 1.5; у "ретиновой" продукции Apple и флагманских смартфонов/планшетов - 2; больше двух тоже бывает, но в природе встречается редко, почти никогда.
- Паттерны Javascript (Антон Немцев): доклад и правда об очень базовых вещах в JavaScript, но с шутками и картинками, который все равно позволил мне обнаружить некоторые неудачные моменты в своем клиентском коде. По делу и не скучно.
- Grunt. Система сборки для фронтенд-разработчиков (Артём Сапегин): в общем-то заголовок передает всю суть доклада, добавлю лишь, что он полностью на JavaScript и имеет 200+ плагинов на все случаи жизни. Я как-то по старинке пользуюсь для этого webassets, хотя возможно и зря, надо будет по-детальнее взвесить за и против этих двух и подобных продуктов.
- Адаптивный веб-дизайн — Что? Где? Когда? (Анна Селезнёва): отзывчивый дизайн (responsive web design) - лишь небольшая часть адаптивного (adaptive). Последний включает в себя не только перераспределение содержимого веб-страниц при разном разрешении экрана, но и приспособление под разные типы управляющих устройств (не только сенсорные экраны, но и стилус, клавиатуры, читающий вслух софт для слепых и пр.), а также по-хорошему к нему же относятся и вещи вроде стилей для печати веб-страниц.
- Getting touchy (Patrick H. Lauke): докладчик, видимо на досуге, детально ковыряется в том, каким образом в JavaScript создаются события на основе различных жестов, как эмулируется мышь и прочих подобных штуках. Мораль доклада: для большинства простых сайтов стандартная эмуляция мыши мобильными браузерами вполне достаточна, различные трюки с сенсорными (touch) событиями нужны лишь в определенных элементах (вроде слайдшоу или динамики внутри тега
<canvas>
), требующих повышенной интерактивности, за которую нужно быть готовыми платить. Платить как местами низкой производительностью, так и ограничением стандартных механизмов браузера - как минимум масштабированием (pinch to zoom) и/или пролистыванием (scrolling). - Технолог — тоже дизайнер (Артём Поликарпов): вся соль доклада лежала в одном его слайде: > "Если дизайнер не показал, как делать что-то, нельзя делать вид, что этого нет". Все остальное было лишь примерами того, как это может выглядеть на практике, в духе как будет выглядеть кнопочка, если её отключить, что делать с чрезмерно длинными заголовками и пр. В обсуждении докладчику досталось за то, что он не обратил внимание на то, что не смотря на всяческие плюсы данного подхода, обязательно нужно быть готовым нести полную ответственность за собственное творчество. Если "технолог" не видит всей картины проекта (а это практически всегда так), подобным "творчеством" можно сильно навредить, особенно если никого не предупредить о его существовании, хотя бы дизайнера, а лучше и всех других заинтересованных лиц.
- Круглый стол с экспертами W3C, Яндекса и Opera Software (все иностранные гости): обсуждались всякие формальности взаимодействия внутри и снаружи W3C и проектов вроде webstandards.org. Ничего практически полезного, к сожалению, "со стола" не унес, думаю, и аудитория и выступающие к тому моменту уже порядком подустали. Разве что был интересный момент о том, что независимому эксперту для попадания в подобные организации необходимо активно тусоваться в тематических группах почтовых рассылок (mailing list), мозолить всем глаза, а также реально заниматься чем-то общественно полезным, что может хотя бы чуть-чуть изменит мир в лучшую сторону.
Вместо заключения повторюсь, что мероприятие вопреки моим ожиданиям оказалось довольно качественным. Подробности по докладам, презентации, может быть даже со временем видео и т.п. см. на страничке Яндекса о Web Standards Days.
По традиции рекомендую подписаться на Insight IT через RSS.