Самая популярная социальная сеть в рунете пролила немного света на то, как же она работает. Представители проекта в лице Павла Дурова и Олега Илларионова на конференции HighLoad++ ответили на шквал вопросов по совершенно разным аспектам работы Вконтакте, в том числе и техническим. Спешу поделиться своим взглядом на архитектуру проекта по результатам данного выступления.
Платформа
- Debian Linux - основная операционная система
- nginx - балансировка нагрузки
- PHP + XCache
- Apache + mod_php
- memcached
- MySQL
- Собственная СУБД на C, созданная "лучшими умами" России
- node.js - прослойка для реализации XMPP, живет за HAProxy
- Изображения отдаются просто с файловой системы xfs
- ffmpeg - конвертирование видео
Статистика
- 95 миллионов учетных записей
- 40 миллионов активных пользователей во всем мире (сопоставимо с аудиторией интернета в России)
- 11 миллиардов запросов в день
- 200 миллионов личных сообщений в день
- Видеопоток достигает 160Гбит/с
- Более 10 тысяч серверов, из которых только 32 - фронтенды на nginx (количество серверов с Apache неизвестно)
- 30-40 разработчиков, 2 дизайнера, 5 системных администраторов, много людей в датацентрах
- Каждый день выходит из строя около 10 жестких дисков
Архитектура
Общие принципы
- Cервера многофункциональны и используются одновременно в нескольких ролях:
- Перебрасывание полуавтоматическое
- Требуется перезапускать daemon'ы
- Генерация страниц с новостями (микроблоги) происходит очень похожим образом с Facebook (см. Архитектура Facebook), основное отличие - использование собственной СУБД вместо MySQL
- При балансировке нагрузки используются:
- Взвешенный round robin внутри системы
- Разные сервера для разных типов запросов
- Балансировка на уровне ДНС на 32 IP-адреса
- Большая часть внутреннего софта написано самостоятельно, в том числе:
- Собственная СУБД (см. ниже)
- Мониторинг с уведомлением по СМС (Павел сам помогал верстать интерфейс :) )
- Автоматическая система тестирования кода
- Анализаторы статистики и логов
- Мощные сервера:
- 8-ядерные процессоры Intel (по два на сервер, видимо)
- 64Гб оперативной памяти
- 8 жестких дисков (соответственно скорее всего корпуса 2-3U)
- RAID не используется
- Не брендированные
- Вычислительные мощности серверов используются менее, чем на 20%
- Сейчас проект расположен в 4 датацентрах в Санкт-Петербурге и Москве, причем:
- Вся основная база данных располагается в одном датацентре в Санкт-Петербурге
- В Московских датацентрах только аудио и видео
- В планах сделать репликацию базы данных в другой датацентр в ленинградской области
- CDN на данный момент не используется, но в планах есть
- Резервное копирование данных происходит ежедневно и инкрементально
Волшебная база данных на C
Этому продукту, пожалуй, уделялось максимум внимания аудитории, но при этом почти никаких подробностей о том, что он собственно говоря собой представляет, так и не было обнародовано. Известно, что:
- Разработана "лучшими умами" России, победителями олимпиад и конкурсов топкодер; озвучили даже имена этих "героев" Вконтакте (писал на слух и возможно не всех успел, так что извиняйте):
- Андрей Лопатин
- Николай Дуров
- Арсений Смирнов
- Алексей Левин
- Используется в огромном количестве сервисов:
- Личные сообщения
- Сообщения на стенах
- Статусы
- Поиск
- Приватность
- Списки друзей
- Нереляционная модель данных
- Большинство операций осуществляется в оперативной памяти
- Интерфейс доступа представляет собой расширенный протокол memcached, специальным образом составленные ключи возвращают результаты сложных запросов (чаще всего специфичных для конкретного сервиса)
- Хотели бы сделать из данной системы универсальную СУБД и опубликовать под GPL, но пока не получается из-за высокой степени интеграции с остальными сервисами
- Кластеризация осуществляется легко
- Есть репликация
- Если честно, я так и не понял зачем им MySQL с такой штукой - возможно просто как legacy живет со старых времен
Аудио и видео
Эти подпроекты являются побочными для социальной сети, на них особо не фокусируются. В основном это связанно с тем, что они редко коррелируют с основной целью использования социальной сети - общением, а также создают большое количество проблем: видео траффик - основная статья расходов проекта, плюс всем известные проблемы с нелегальным контентом и претензиями правообладателей. Медиа-файлы банятся по хэшу при удалении по просьбе правообладателей, но это неэффективно и планируется усовершенствовать этот механизм.
1000-1500 серверов используется для перекодирования видео, на них же оно и хранится.
XMPP
Как известно, некоторое время назад появилась возможность общаться на Вконтакте через протокол Jabber (он же XMPP). Протокол совершенно открытый и существует масса opensource реализаций.
По ряду причин, среди которых проблемы с интеграцией с остальными сервисами, было решено за месяц создать собственный сервер, представляющий собой прослойку между внутренними сервисами Вконтакте и реализацией XMPP протокола. Основные особенности этого сервиса:
- Реализован на node.js (выбор обусловлен тем, что JavaScript знают практически все разработчики проекта, а также хороший набор инструментов для реализации задачи)
- Работа с большими контакт-листами - у многих пользователей количество друзей на Вконтакте измеряется сотнями и тысячами
- Высокая активность смены статусов - люди появляются и исчезают из онлайна чаще, чем в других аналогичных ситуациях
- Аватарки передаются в
base64
- Тесная интеграция с внутренней системой обмена личными сообщениями Вконтакте
- 60-80 тысяч человек онлайн, в пике - 150 тысяч
- HAProxy обрабатывает входящие соединения и используется для балансировки нагрузки и развертывания новых версий
- Данные хранятся в MySQL (думали о MongoDB, но передумали)
- Сервис работает на 5 серверах разной конфигурации, на каждом из них работает код наnode.js (по 4 процесса на сервер), а на трех самых мощных - еще и MySQL
- В node.js большие проблемы с использованием OpenSSL, а также течет память
- Группы друзей в XMPP не связаны с группами друзей на сайте - сделано по просьбе пользователей, которые не хотели чтобы их друзья из-за плеча видели в какой группе они находятся
Интеграция со внешними ресурсами
Во Вконтакте считают данное направление очень перспективным и осуществляют массу связанной с этим работы. Основные предпринятые шаги:
- Максимальная кроссбраузерность для виджетов на основе библиотек easyXDM и fastXDM
- Кросс-постинг статусов в Twitter, реализованный с помощью очередей запросов
- Кнопка "поделиться с друзьями", поддерживающая openGraph теги и автоматически подбирающая подходящую иллюстрацию (путем сравнивание содержимых тега
<title>
и атрибутов alt у изображений, чуть ли не побуквенно) - Возможность загрузки видео через сторонние видео-хостинги (YouTube, RuTube, Vimeo, и.т.д.), открыты к интеграции с другими
Интересные факты не по теме
- Процесс разработки близок к Agile, с недельными итерациями
- Ядро операционной системы модифицированно (на предмет работы с памятью), есть своя пакетная база для Debian
- Фотографии загружаются на два жестких диска одного сервера одновременно, после чего создается резервная копия на другом сервере
- Есть много доработок над memcached, в.т.ч. для более стабильного и длительного размещения объектов в памяти; есть даже persistent версия
- Фотографии не удаляются для минимизации фрагментации
- Решения о развитии проекта принимают Павел Дуров и Андрей Рогозов, ответственность за сервисы - на них и на реализовавшем его разработчике
- Павел Дуров откладывал деньги на хостинг с 1 курса :)
Подводим итоги
В целом Вконтакте развивается в сторону увеличения скорости распространения информацию внутри сети. Приоритеты поменялись в этом направлении достаточно недавно, этим обусловлено, например, перенос выхода почтового сервиса Вконтакте, о котором очень активно говорили когда появилась возможность забивать себе текстовые URL вроде vkontakte.ru/ivan.blinkov
. Сейчас этот подпроект имеет низкий приоритет и ждет своего часа, когда они смогут предложить что-то более удобное и быстрое, чем Gmail.
Завеса тайны насчет технической реализации Вконтакте была немного развеяна, но много моментов все же остались секретом. Возможно в будущем появится более детальная информация о собственной СУБД Вконтакте, которая как оказалось является ключом к решению всех самых сложных моментов в масштабируемости системы.
Как я уже упоминал этот пост написан почти на память, на основе небольшого конспекта "круглого стола Вконтакте", так что хочется сразу извиниться за возможные неточности и недопонимания. Я лишь структурировал хаотичную кучу ответов на вопросы. Буду рад уточнениям и дополнениям.
Если хотите быть в курсе новых веяний в сфере масштабируемости высоконагруженных интернет-проектов - по традиции рекомендую подписаться на RSS.